На машине по греческому Кипру

Мы провели 17 дней на Кипре. Работали, путешествовали, снорклили вместе с черепахами, катались на wind surf, плавали на SUPах, объедались морепродуктами, дышали морем и запасались витамином D. За это время посетили все самые большие города и известные места греческого Кипра.
Скажу честно, такого длительного пребывания у моря у меня еще не было и с уверенностью заявляю, что я кайфонула.

Это была несвойственная для меня поездка, так как я ничего не планировала заранее. Мы вообще хотели сбежать на весь август в какую-нибудь Черногорию, но из-за количества работы и неспособности уломать Артема, так и не сбежали.

А тут к нам в гости приехали друзья, у которых такой же по возрасту Миша, как у нас Настя. Сообщили, что уезжают на месяц на Кипр. Мы недолго думая, купили билеты, забронили жилье и через 10 дней были на побережье Средиземного моря.
Все достопримечательности изучала уже на месте и планировала путешествие по острову.
Авиа
Прилетели авиалиниями МАУ в Ларнаку. Еще есть удобные рейсы от лоукоста Sky Up, но нам важно было оформить багаж. Билет с багажом будет стоить примерно 4000-5000 грн.

Жилье

Остановились у моря недалеко от Ларнаки в тихом регионе Ливадия, в 2х комнатных апартаментах с бассейном - Carisa Gardens Apartments (1200 евро за 16 ночей).
Наши друзья арендовали недалеко неплохие апартаменты с террасой на крыше George Roof Garden Apartment. На первом этаже жил сам George, а на втором - они. За месяц у них получилось еще дешевле, чем у нас за 16 дней.
Наша хозяйка оставила нам контакты аренды авто (мы ими и воспользовались, ниже опишу детальнее) и доставки завтраков и обедов. Несколько раз заказывали еду. Ребята 3 года назад релокейтнулись из Одессы и открыли семейный бизнес. Завтрак - 5.5 евро, обед - 6.5 евро. Очень удобно, когда в жару не хочется никуда выходить.
А это фото отеля, который мы сняли на одну ночь в деревне. Чуть позже об этом расскажу детальнее.
Жилье мы бронировали на airbnb. Но советую сравнивать с ценами на booking.com - иногда на одно и тоже жилье отличается цена. А еще лучше затестить местные сайты, там больше вариантов и дешевле. У нас не было особо времени изучать, поэтому бронировали в проверенном месте.

Мы путешествовали на машине в Ларнаку, Айя-Напу, Никосию, Лимассол, Пафос, Протарас, деревни Лефкара и Друша.
Расскажу немного о каждом месте - где поесть, что попробовать, куда сходить.

Ларнака
Самый популярный пляж Финикудес, вдоль него длинная набережная, по которой приятно прогуляться. Можно дойти до пляжа Макензи и оттуда наблюдать, как садятся и взлетают самолеты.
Лимассол и окрестности

В Лимассоле на мой взгляд самая красивая набережная. Этот город находится примерно посредине между Западным и Восточным Кипром. Поэтому здесь удобно сделать остановку на обед или чашечку кофе, если путешествуете по острову. В районе порта есть зона с ресторанчиками. Мы пообедали в Kipriakon и съели вкусное мороженое в Gelato Fabio.
Кстати о кофе - обязательно попробуйте кипрский кофе. У него очень насыщенный вкус, поэтому подают обязательно со стаканом воды.

Горная деревня Лефкара. (Недалеко от Лимассола)
Мы приехали сюда в воскресенье в 9 утра и были чуть ли не единственными посетителями. Местные жители лениво открывали свои магазинчики.
Знакомство с деревней начали с аутентичной кофейни Το Καφενείο της Παρέας. Это единственное место, где были люди. Пили кофе с местными дедушками, которые активно что-то обсуждали, читали газеты, играли в нарды и гордо сказали, что это лучшая кофейня, а официант поведал, что именно здесь впервые провели электричество на Кипре, такого правда в интернете не нашла, но ему поверила. Зато везде пишут, что Лефкара знаменита кружевом и серебром - и действительно его продают на каждом шагу.
В общем must visit.
Никосия

Столица Кипра. Именно здесь находится пропускной пункт на турецкую часть Кипра и так называемая «Зеленая линия». Можно перейти с паспортом и пцр тестом (вакцинированных не пускают). Особо здесь делать нечего. Мы припарковались в старом городе на подземном паркинге, под главной улицей Ledras. Попили кофе в Starbucks, прогулялись по Ледре до пропускного пункта. Рекомендую подняться на 11 этаж обзорной башни Shacolas Tower Museum and Observatory. Здесь можно почитать историю Кипра и рассмотреть Никосию 360'.
В Никосии очень много музеев. Если вы любитель, то это отличная возможность переждать жару.
Айя-Напа и окрестности

Приятная набережная со стоянкой для лодок, есть небольшой пляж. Заход в воду здесь не понравился, много камней, мелко.
Это самый тусовочный курорт и здесь находится самый тусовочный пляж Нисси. На берегу играет диджей, громко, весело. Вода голубая, белый песок.
Из окрестностей рекомендую посетить Cape Greco, Blue Lagoon, Love Bridge.
Пафос и окрестности
Пафос - милый городок на берегу. Здесь можно прогуляться по набережной, дойти до Пафоского замка.
Больше красивых мест в окрестностях.
Деревня Друша

Самое высокое поселение в регионе Пафоса. С деревни открывается потрясающий вид на море и горы.
Здесь всего около 300 жителей, все дома каменные, улицы из брусчатки, есть церквушка 15 века, несколько таверн и мини отельчиков. Мы остановились в Sappho Manor House (85 евро 2х комнатный номер, 6 евро завтрак с человека) у милой бабушки в доме, который принадлежал ее свекрови Sappho.
Аутентичные комнаты с кружевными скатертями, каменным полом, деревянным потолком и голубыми ставнями на окнах. Утром хозяйка накрыла нам завтрак в саду. Подала домашний джем из сливы, виноград, инжир. Все из собственного сада.
Ужинали в таверне рядом Palates. Здесь очень вкусная мусака.
В общем, мы прожили нереальный экспирианс.
Полуостров Акамас

Купальни Афродиты
Очень двоякое мнение об этой достопримечательности. Вероятно, потому что все ожидают шикарные купальни, в которых можно покупаться. А по факту это небольшой водоем в зарослях деревьев, в котором запрещено плавать. Но мы знали чего ожидать, поэтому приехали сюда за красивыми видами. Припарковались возле Ботанического сада, где собственно и находятся купальни, взяли мороженое (да, я везде тестила мороженое, уж очень хотелось его наесться, как и кальмаров) прогулялись к купальням и поднялись на склоны, откуда открывается очень красивый вид на Голубую Лагуну.
Кстати, если интересуют купальни, в которых можно искупнуться, то вам в Adonis Baths Waterfalls.

Ущелье Авакас
Скажу сразу, мы не дошли до того места, которое на фото. Фото взяла из интернета. Мы немного прошлись от паркинга, было очень жарко, увидели на указателях, что весь путь занимает около 4 км и вернулись в машину, где нас ждала мама с 7ми месячной Настей. Все-таки не везде получится добраться с ребенком. Но это было единственное исключение в нашей поездке.
Развлечения

Снорклинг
Мы снорклились несколько раз в разных регионах.
Sea Caves, недалеко от Пафоса. Здесь красивое место с бухточкой в скалах. Подводный мир не особо богат, но интересен ландшафт, мини пляжик в скале, до которого можно только доплыть.
Turtle Bay. Здесь много рыбок и можно встретить черепах. Мы около часа изучали подводный мир и все-таки дождались черепах. Увидели двоих, или одну дважды, так и не поняли.
Wind Surfing
Это был мой первый раз. Все получилось и очень понравилось. Важно узнать лучшее время - когда есть ветер, но не очень сильный для первого занятия. Мы брали частный урок в Wind Surf Zone - All You Can Surf, в Ларнаке. Пришли в 11, сначала минут 10-15 прошли инструктаж на суше, и дальше больше часа тренировались в воде. Самое сложное поворачивать.
Стоимость - 35 евро час занятия с инструктором. 15 евро - если просто арендовать серф.
SUP board
Лучше всего плавать рано утро, когда не жарко и штиль в море. Мы плавали в 8 утра недалеко от Ларнаки в Wind Surf Zone - All You Can Surf.
Стоимость - 12 евро в час.

Из того, что не пробовали, но видела пользуется популярностью:

Самое популярное развлечение здесь и во многих других регионах - взять напрокат квадроциклы или багги. Прокаты можно встретить по всему острову.

Во многих регионах популярен дайвинг. Почти на каждом курорте есть вывески с изображенными аквалангистами.

Еще много видела кайтеров. В регионе Ларнаки неплохой ветер для Kite Surfing.
Рестораны
Отмечу самые-самые.
Обязательно уточняйте, что будет в блюде. Часто, если написано рыба, то к ней еще идет салат и гарнир. Порции большие. То есть дополнительно салат нет смысла заказывать. Мы в основном ели морепродукты, но на Кипре также популярны мясные блюда. Например, мусака (аля лазанья, только с фаршем и овощами - картофель, баклажаны) или клефтико (баранина, которая томится более 5 часов. Подается с печёным картофелем).
Также, популярны meze - это традиционная трапеза, когда подают много национальных блюд небольшими порциями. Обязательно попробуйте жаренный халуми. Его подают, как закуску или можно самим пожарить (без масла до легкой золотистой корочки). В среднем одно блюдо обойдется в 10-15 евро.
Vassos Psarolimano Fish Tavern (Айя-Напа). Здесь были несколько раз. Находится на набережной. Наверное, самый вкусный ресторан. Рыбный суп, кальмары, мусака, десерты - все очень вкусно.

Ocean Basket. Это сетевой ресторан, есть в каждом городе. Мы были в Ларнаке и в Ороклини. Брали рыбные тарелки. Остались довольны и сыты.
Sea Caves Lounge Bar (Недалеко от Пафоса, г.Пейя). Самое атмосферное место. Ресторан на обрыве, с красивым видом на море и скалы. Играет приятная музыка, столики на травке. Пришлось подождать около часа, но рыба была свежая и вкусная.
Zorbas Bakery.
Сетевая кондитерская. Плохо, что там нет столиков, но можно взять to go. Пирожные по 2 евро и вкусный кофе. Мы были в Пафосе. Заказали на троих - по пирожному, мороженому и ice latte и заплатили 19 евро за все. Для сравнения, в Starbucks одно пирожное стоит 5-6 евро, и кофе столько же.

To Kazani Traditional Tavern (Ларнака)
Это место во всех топ рейтингах. Лучше бронировать заранее, можно через Facebook. Я писала в пятницу утром, и ближайший свободный день был понедельник. Работают только на ужин с 18:00. Красивый дворик, вкусная еда. Из традиционных таверн - по моему мнению, самый лучший ресторан. Мы заказали традиционное мезе и еле выкатились из ресторана.
Mer Bleue (Ларнака, район Ороклини)
Ресторанчик на набережной. Не смотря на большой выбор морепродуктов, здесь вкусная паста с курицей и острое ризотто с кари в ананасе.

Pelagos Mediterranean Bar&Grill
Этот ресторанчик был недалеко от наших апартаментов, поэтому мы здесь часто ужинали. Перепробовали много всего и все понравилось. Я любила сюда также заскочить на капучино с яблочным пирогом. Еще они угощают сладким инжиром.

Shisha Palace Gima Cafe
Кальянная в Ларнаке. Кальян 8-13 евро.
Само место не особо уютное, так как находится у дороги. Но кальян неплохой, что редкость для Европы. Табаки adalya и haze.
Пляжи

Большинство пляжей, которые посетили - каменистые. Или, если песчаные, то все-равно в перемешку с галькой. Обо всех посещенных упоминала выше. Но кроме них очень хочется выделить еще несколько.

Хочется упомянуть маленький непримечательный пляж в регионе Пафоса - Kafizis Beach. Попали туда чисто случайно. Вокруг какие-то элитные виллы, но пляж в общем доступе. Совсем небольшой, в тихом месте, без людей, в белых скалах. Если попадете на закате - кайфонете по-настоящему.
Еще очень понравился пляж у камня Афродиты Petra Tou Romiou - камни, скалы, красивые виды и длинный пляж. По легенде здесь Афродита вышла из пены и впервые ступила на землю. Кроме пляжа здесь есть красивый вьюпоинт Art Installation - C.Tsoclis, с которого открывается захватывающий вид на пляж.
Транспорт
Между большими городами курсируют автобусы. Но вот во многие места можно добраться только на машине. Поэтому, советую арендовать автомобиль. Чем больше дней, тем дешевле. В основном сдают минимум на 3 дня. Лучше арендовать в местных компаниях - залог не нужен, значительно дешевле, страховка есть, еще и поторговаться можно. Мы арендовали недалеко от Ларнаки у местной компании. Вежливый менеджер Петрос (+357 99 634333 вайбер) за нами приехал, отвез в рентал, все оформил, дал бесплатно детское кресло, держатель для телефона и потом еще и отвез в аэропорт. Стоила машина 35 евро в сутки.
Очень много парковок. Есть бесплатные, есть платные (3-4 евро). И не забывайте, что здесь правостороннее движение и праворульные авто.
Кипр и covid-19
Для путешествия на Кипр украинцам нужно заполнить онлайн форму на сайте www.visitcyprus.com, загрузить фото сертификата о вакцинации, если такой есть, отправить на рассмотрение и получить в ответ свой Flight Pass. Его просят показать в аэропорту.
Почти во всех ресторанах просили предьявить тест или сертификат. Мы показывали, или распечатанный сертификат о вакцинации, или Flight Pass, где указано, что я Vaccinated Passenger или же экран о вакцинации из приложения Дiя.

Что привезти из Кипра
Лучше скупиться в супермаркете - дешевле и большой выбор.
- Оливки. Удобнее для транспортировки купить много в вакуумной упаковке.
- Халуми. Он герметично запакован с большим сроком годности. Лучше закинуть в морозилку перед вылетом.
- Оливковое масло местного разлива King of olives.
- Серебрянные изделия из деревни Лефкара
- Мед с орехами
- Вино. В регионе Пафоса много виноградников и дегустаций вина.
- Желтые гранаты. Они тут растут на каждом шагу, но лучше конечно купить в магазине.
- Местное пиво Keo.
- Сладости
- Джем
Бюджет

Авиа перелет Киев-Ларнака-Киев: 160 евро с чел.
Проживание 1200 евро (16 ночей). +85 евро проживание в деревне
Аренда авто на 7 дней 280 евро
Бензин 100 евро
Еда и досуг. Мы потратили примерно 1000 евро (супермаркет, рестораны, серф, сапы)

В моем инстаграме по тегу #kuzmenkotrips есть много других интересных путешествий и советов.